Подписание соглашения между Москвой и Анкарой о строительстве газопровода вернуло к жизни многочисленные дискуссии по поводу «Турецкого потока». Анализ сопутствующих факторов показывает, что с точки зрения экономической целесообразности невыгодным для Москвы является новый газопровод. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Укринформ».
10 октября главы энергетических ведомств России и Турции Александр Новак и Берат Албайрак соответственно подписали соглашение о строительстве газопровода «Турецкий поток». Реализация этого проекта в прошлом году была приостановлена по причине ухудшения межгосударственных отношений. Подписанный контракт позволил Анкаре получить скидку на газ российского производства, турецкое руководство пообещало оказать помощь ускорению реализации проекта.
В подписанном документе идет речь о строительстве двух веток газопровода мощностью по 15,75 миллиарда кубометров ежегодно в каждой. По первой нитке газопровода будет поступать газ, предназначенный для использования турецкими потребителями. Вторая нитка отведена для транзита газа в Южную Европу. Сроком введения в эксплуатацию двух ниток газопровода определено 30 декабря 2019 года.
Эксперты из разных стран, которые специализируются на энергетической отрасли, дают оценку российско-турецкого проекту с точки зрения экономической выгоды. В экспертной среде ведется дискуссия о том, какая цель более приоритетна для Москвы в «Турецком потоке». Судя по всему, сильное желание наказать Украину для Москвы играет одну из ключевых ролей. Экономическая целесообразность вызывает немало вопросов.
Денег нет, технологий тоже, держаться «Турецкий поток» будет на российских бюджетниках и пенсионерах.
Известие о возобновлении строительства газопровода пользователей социальных сетей и экспертов пророссийской ориентации порадовало. Распространенными в соцсетях стали шутки о колоссальном вреде от нового российско-турецкого проекта для украинцев. Проблема заключается только в том, что шутники не могут понять экономическую безграмотность очередной гениальной идеи Москвы.
Результатом реализации проекта с высокой вероятностью станет только недолговременная политическая выгода для Кремля. В остальном же российское руководство сознательно идет на убытки. Можно указать как минимум две причины того, что реализация проекта будет для Москвы невыгодной:
- без учета НДС на данный момент общая стоимость проекта оценивается почти 12 миллиардами евро, цена строительства одной ветки составляет 6 миллиардов евро. Но этой суммы будет недостаточно для обеспечения всех необходимых затрат. Дополнительно Москве нужно будет платить за обслуживание газопровода и транзит. Очевидно, что реализация проекта будет довольно затратной, но наличие соответствующей суммы денег в распоряжении Москвы вызывает сомнения.
Политолог и блогер Олег Пономарь считает, что у России нет ни денег, ни времени для реализации проекта. В публикации на своей странице в социальной сети Facebook он пишет, что ранее неоднократно Москва анонсировала строительство «Южного потока» и «Северного потока-2». В двух случаях строительство закончилось одинаково безрадостно. Для создания «Турецкого потока» нужно как минимум 12 миллиардов евро и 4 года времени. У современной России, по утверждению Пономаря, нет ни одного, ни другого.
Также следует учитывать так называемый «эффект сметы». В процессе реализации проекта затраты на него постоянно возрастают. Привычный для российского государства «коррупционный налог» этот эффект еще больше усиливает. Можно с уверенностью сказать, что реализация «Турецкого потока» обойдется Москве не менее чем в 24 миллиарда евро. Впрочем, вполне вероятно, что за строительство нового газопровода заплатят российские налогоплательщики или сотрудники бюджетной сферы за счет урезания заработной платы м сокращения пенсий;
- в распоряжении России нет необходимых технологий для строительства трубопровода. Тамара Ковеня, директор ГП «Черкасский НИИТЭХИМ» объяснила, что только 4 страны владеют технологиями для глубоководного строительства газопроводов, в список этих государств не входят ни Россия, ни Турции. В конечном итоге судьба газопровода зависит от согласия одной из четырех стран на участие в проекте.
Между тем, согласие других стран вызывает большие сомнения. В день подписания российско-турецкого соглашения мировые лидеры обсуждали перспективы продления санкций против России. Эльмар Брок, возглавляющий комитет по международным делам в Европарламенте, заявил, что Запад должен сделать все возможное, чтобы не допустить экспорта в Россию технологий. Речь идет о технологиях, которые могли бы помочь Москве освоить производство нового вооружения или провести разработку новых нефтяных и газовых залежей. Парламентарий полагает, что сотрудничество в этом направлении с Россией должно быть заморожено.
Надо ли украинцам бояться российско-турецкого черта?
Согласно предварительным оценкам, реализация проекта «Турецкий поток» может снизить поступления в украинский бюджет, но в целом последствия не критичны. Александр Харченко, генеральный директор Центра исследований энергетики, отметил, что транзит газа по украинской газотранспортной системе останется на уровне 60-65 миллиардов кубометров газа в год. На сегодняшний день объем транзита составляет 70-80 миллиардов кубометров.
От теперешнего объема транзита бюджет получает около 2 миллиардов долларов. Даже строительство одной ветки газопровода несет для Украины некоторую угрозу, поскольку обернется с сокращением объема транзита приблизительно на 16 миллиардов кубометров. Однако вряд ли можно считать это сокращение чем-то катастрофическим, транзит останется на достаточном уровне.