5 июня Европейскому центральному банку пришлось пойти на беспрецедентные шаги, чтобы стимулировать рост инфляции и поддержать и без того хрупкое восстановление экономики региона. Однако, станут ли новые меры регулятора спасательным кругом для еврозоны?
Это заседание было наибольшей интригой финансовых рынков за последний месяц. Глава регулятора Марио Драги, равно как и его коллеги, без устали посылали сигналы о том, что ЕЦБ готов к решительным действиям по либерализации кредитно-денежной политики на фоне слабого роста инфляции в регионе. По предварительным данным Евростата, гармонизированный индекс потребительских цен в мае показал рост всего на 0.5% и это при том, что целевой порог ЕЦБ, как и многих центральных банков, по потребительской инфляции составляет 2%. В кулуарах даже начали поговаривать о рисках дефляции – страшном кошмаре чиновников ЕЦБ.
Регулятор не обманул: шаги действительно были предприняты. Действительно, ЕЦБ понизил процентные ставки и впервые в своей истории установил отрицательную ставку на банковские депозиты. Так, ключевая ставка рефинансирования была понижена до 0.15% (новый рекордный минимум) с 0.25%. На уровне 0.25% ставка удерживалась с ноября прошлого года. Ставка по кредитам “овернайт” была понижена на 35 пунктов до 0.40%. Однако, если учесть тот факт, что ставки и так находились на рекордных минимумах, этот шаг можно назвать скорее символическим. Ведь предыдущие снижения к заметным сдвигам в экономике региона не привели.
Предполагалось также, что одним из существенных стимулов для экономики может стать новая программа LTRO со сроком от 3 до 5 лет, направленная на повышение кредитования частного сектора. Имеется в виду предоставление льготных целевых кредитов под фиксированную процентную ставку тем банкам, которые смогут доказать увеличение объемов кредитования. Собственно, ЕЦБ заявил об открытии кредитной линии для банков в размере 400 млрд. евро (542 млрд. долларов).
Но и здесь есть свое «но». Многие европейские банки в мае прошли стресс-тесты, результаты которых будут известны не раньше осени. Отсюда вывод: без гарантий и уверенности в надежности банка, возможностью взять такого рода кредит смогут воспользоваться далеко не все желающие, несмотря на наличие доказательств и желания помочь экономике Старого Света.
Основной интерес инвесторов и экспертов был прикован к пресс-конференции главы ЕЦБ Марио Драги. Здесь маэстро вербальной интервенции заявил, что, помимо уже принятых мер, ЕЦБ готов рассмотреть возможность использования программы количественного смягчения в форме выкупа обеспеченных активами ценных бумаг (ABS) и Совет управляющих ЕЦБ уже работает над этим вопросом. Несмотря на озвученные меры, все же остается вопрос, насколько это может помочь экономике региона?
Ставки
Помимо ключевой ставки рефинансирования, ЕЦБ также снизил ставку по банковским депозитам до -0.1%. Это беспрецедентный шаг для центрального банка такого масштаба. И здесь возникает много вопросов. Понятно, что ЕЦБ таким образом пытается снова заставить банковскую систему не накапливать деньги, а кредитовать европейскую экономику. Регулятору очень не хочется наступать на одни и те же грабли, ведь значительная доля предоставленных ранее ЕЦБ банкам еврозоны кредитов (на 1 трлн. евро), по большому счету, не выполнили основного предназначения. Они не дошли до реальной экономики, а осели на депозитах в том же ЕЦБ и/или на межбанковском рынке. Здесь банки тоже понять можно: кто захочет кредитовать в условиях полной неопределенности в экономике?
Теперь имеем отрицательные депозитные ставки. Простыми словами, если раньше коммерческие банки при нулевом проценте не получали по своим депозитам ничего, то теперь, по сути, банки будут платить за хранение денег в центральном банке. По мнению регулятора, это заставит кредитные организации в больших объемах, нежели сейчас, кредитовать все тот же реальный сектор экономики. Стоит отметить, что Швеция и, не так давно, Дания экспериментировали с отрицательными ставками в последние годы, при этом результат таких действий оказался неоднозначным: Швеция на практике так к этому вопросу и не перешла, а Дания завершила программу в апреле без заметных успехов. Кроме того, отрицательные депозитные ставки раньше не использовались в рамках целого региона и могут привести к неожиданным последствиям.
Инфляция
Аналитики компании HyMarkets напоминают, что инфляция остается бичом европейской экономики. Низкие темпы роста усложняют возможность сокращать дефицит бюджетов южным странам ЕС. В ситуации когда постоянно падают цены, потребитель перестает тратить деньги, зная, что завтра он все это может купить еще дешевле. А ведь потребительские расходы отвечают за существенную долю экономического роста стран. Представители ЕЦБ неоднократно заявляли, что признаков падения потребительских цен, - т. е. дефляции, - в еврозоне они не видят. А ведь именно с дефляцией, к примеру, Япония борется уже двадцать лет. И, кстати, тот факт, что ЕЦБ пошел на очередное снижение процентных ставок говорит о том, что страх у регулятора все же присутствует.
Конечно же, решение ЕЦБ по ставкам не может оказать молниеносного влияния на состояние экономики или инфляционные показатели. Высокий уровень безработицы в регионе (в апреле 11.7%) продолжает оказывать давление на такие макроэкономические показатели, как заработные платы и потребительские расходы. В некоторых европейских странах ситуация на рынке труда еще хуже: в Испании уровень безработицы составляет 25.1%, а в Греции – 26.5%. Так или иначе – монетарными рычагами без структурных реформ от накопившихся проблем не избавиться и экономику на ноги не поставить.