На Ближнем Востоке россияне продолжают теснить американцев. Константин Эггерт полагает, что Москва готовится к новой войне, на этот раз в Ливии. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
Обозреватель Константин Эггерт в своей публикации пишет, что российскому лидеру, похоже, понравилось одерживать военные победы на Ближнем Востоке, сейчас хозяин Кремля готовиться к новым победным войнам. Пока мировая общественность ожидала исторического заявления президента Трампа о признании Иерусалима столицей Израиля, в Москве глава правительства Дмитрий Медведев выпустил распоряжение, способное внести изменения в ситуацию на Ближнем Востоке.
Речь идет о проекте межправительственного соглашения об использовании военно-воздушных баз в Египте российской авиацией. Документ опубликован на российском портале правительственной информации. Предварительные договоренности уже подписаны главами оборонных ведомств 2 стран. В ближайшие месяцы может быть заключено полноценное соглашение.
Самым очевидным ответом на вопрос о том, зачем Москве понадобились базы в Египте, заключается в подготовке к военным действиям в соседней Ливии. Москва открыто поддерживает ливийского генерала Халифу Хафтара. Палата представителей в Тобруке, одно из двух главных правительств Ливии, присвоила генералу звание фельдмаршала. Он является бывшим соратником Муаммара Каддафи, который в 80 годы отказался от поддержки диктатора и перешел в оппозицию.
На сегодняшний день Хафтар является самым сильным и известным полевым командиром в разделенной на части Ливии. Несмотря на получение американского гражданства в годы долгой эмиграции и предположительное наличие связей с ЦРУ, Хафтар в последние несколько лет активно укрепляет связи с Кремлем. Ранее ливийский лидер посещал Москву, где провел переговоры с главой Минобороны Сергеем Шойгу и Сергеем Лавровым, главой российской дипломатии. Как и многие ливийские офицеры эпохи Каддафи, Хафтар учился в СССР и говорит по-русски.
Генерал интересен Москве тем, что стремится объединить Ливию под своим началом. При этом с прозападным правительством в Триполи у Хафтара отношения сложились неоднозначные. По информации агентства Reuters, российский спецназ уже оказывал, и, возможно, оказывает помощь генералу, в том числе с территории западного Египта. Именно в этом регионе находятся тыловые коммуникации армии Хафтара. Логичным шагом для президента Путина и его египетского коллеги Абдель-Фаттаха ас-Сиси является подписание соглашения об использовании авиабаз.
Союз с Москвой как альтернатива поддержке Вашингтона.
Современная Америка еще в годы президентства Обамы дистанцировалась от Египта, который когда-то для Вашингтона был стратегическим союзником в регионе. Произошло это в 2011 году после падения авторитарного режима Хосни Мубарака. При поддержке большинства египтян в 2013 году ас-Сиси добился свержения пришедшего на смену Мубараку президента-исламиста Мухаммеда Мурси. Тем не менее, отношения с Вашингтоном остались прохладными.
Режим нового президента обвиняют в многочисленных нарушениях прав человека. Президент Египта, комментируя обвинения, напоминает, что невозможно в лайковых перчатках бороться с исламистами и их террором. Новых союзников ас-Сиси нашел в Москве, для Кремля сотрудничество с египетским президентом стало шансом «вернуться» в Египет впервые с начала 1970 годов.
Когда-то именно Египет считался главным союзником СССР на Ближнем Востоке. Египетскому коллеге президент Путин пообещал финансовую помощь и поставку оружия. Интересам Каира полностью соответствует стабилизация в Ливии и избавление страны от исламистов, которое обещает Хафтар.
Напоминает обозреватель, что после ухода администрации Обамы ближневосточная стратегия Вашингтона остается неясной, единственным более-менее определенным ее элементом можно назвать только безоговорочную поддержку Израиля. В результате многие страны региона вынужденно присматриваются к России, как к альтернативе американцам. После объявления о признании Иерусалима столицей Израиля официальная Москва сможет довольно успешно торговать имиджем «настоящего друга арабов».
Через Министерство обороны Кремль объявил об окончательном освобождении Сирии от ИГИЛ (запрещенная в ряде стран, включая Россию, террористическая организация). Эггерт полагает, что российский лидер явно вошел во вкус ближневосточной политики, которой до недавнего времени почти не интересовался. Для российского президента еще одним призом может стать установление фактического контроля над суннитской Ливией.
Пока Москва достаточно успешно ведет борьбу против ненавистного российской элите «вашингтонского обкома». Победа в Ливии способна сгладить образ России в суннитских странах, где начинают воспринимать Москву как некий аналог геополитического вышибалы на подхвате у шиитского Тегерана. В Москве и Каире небезосновательно рассчитывают на то, что Хафтар при поддержке российских ВКС быстро победит исламистов и объединит Ливию.
Западу при таком развитии событий останется только принять свершившийся факт. Подписание Москвой и Каиром межправительственного соглашения позволит российскому президенту рассчитывать на новую маленькую победоносную войну, что, несомненно, поднимет популярность главы государства перед предстоящими выборами. Даже при наличии соответствующего желания помешать планам Москвы Вашингтон не сумеет. Кроме того, на фоне Ливии мировому сообществу легче будет забыть о Крыме и Донбассе.