В геноме денисовцев обнаружен след неизвестной популяции людей

Группой ученых были обнаружены ретровирусы неандертальцев и денисовцев в геноме современного человека. Впервые расшифровки геномов, которые принадлежат неандертальцам, были найдены в 2010 и 2012 годах. Новая информация о геноме денисовцев демонстрирует, что смесь происходила не только с людьми, потомки которых на данный момент населяют Океанию, но и с неандертальцами, а также предками современных жителей Китая и некоторых других частей Восточной Азии.

Следы неизвестной до этого времени популяции древних людей были обнаружены в геноме денисовского человека учеными, которые сообщили о своих результатах во время встречи Лондонского королевского сообщества.

Впервые разгадки геномов денисовцев и неандертальцев получили в 2010 и 2012 годах, они дали понять, что данные виды людей совершали скрещивание с предками современных людей, а также ими был внесен вклад в настоящее генетическое разнообразие. Таким образом, все люди, происхождение которых не из Африки, имеют в своих ДНК 2% генов неандертальцев, а некоторые из жителей Океании к тому же награждены 4% генов от денисовцев. Данный вид был так назван в честь Денисовской пещеры, что на Алтае, именно там и были найдены останки этих людей возрастом 30-50 тысяч лет.

Геномы двух вымерших представителей людей расшифровали в 2010 году. А в прошлом году учеными были найдены в них ДНК 14 генетических последовательностей эндогенных ретровирусов, являющихся, так сказать, генетическими паразитами.

Гены данных вирусов входят в состав около 8% человеческого генома, и есть частью некодирующей ДНК, в которой нет «инструкций» для выработки каких-либо белков.

Анализ геномов учеными

Робертом Шоу из Университета Плимута, а также Гикасом Маджиоркинисом из Оксфордского университета были проанализированы 67 геномов людей с раковыми заболеваниями. Ими было обнаружено, что в каждом из них было 7 ретровирусов, которые были найдены у древних людей. Ученые считают, что вообще в геноме человека можно найти все 14 последовательностей.

Есть данные о том, что эти вирусы вполне могут влиять на развитие рака у мышей, в будущем в своей работе Белшоу и Маджиоркинис хотят узнать, опасно ли их наличие в геноме человека.

Денисовский человек

По предположениям ученых – это вид вымерших людей, который стал известен по фрагментарному материалу, ранее обнаруженному в Денисовой пещере. Данный вид жил 40 тысяч лет назад. Его ареал находился на пересечении по времени и месту с теми территориями, которые были населены неандертальцами и современными людьми. Есть также мнение, что ни появились вследствие миграции из Африки, которые отличались от переселений неандертальцев и современных людей.

Ученые нашли всего пять фрагментов (фаланга пальца руки, три коренных зуба, и фаланга пальца ноги), который в дальнейшем подверглись исследованиям. На данный момент ученые тщательно исследуют последний указанный фрагмент, генетический материал которого исследуется в настоящее время.

Палеогенетиками был восстановлен полный геном вида с наивысшей точностью, что позволило выяснить интересный факт – у данных протолюдей были карие глаза, темный цвет волос и смуглая кожа.

Маттиасом Мейером, участником группы из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка в Лейпциге, отмечено, что такого высокого качества восстановления генома вымершего человека никто не ожидал. Это настоящий шок для ученых. По его словам, они могут определить различия в устройстве хромосом, которые были унаследованы девочкой (ей принадлежит фаланга пальца руки) от родителей.

Исследования показали, что у денисовцев, как и современных людей, было 23 пары хромосом, а не как у ближайшего «родича» шимпанзе – 24 пары. Палеогенетиками было насчитано около 100 тысяч различий, которые отдаляют этих протолюдей от современных. Также они рассчитали, что предки были разделены приблизительно 700 тысяч лет назад. Это в определенном смысле роднит денисовцев и неандертальцев.

Но, в тоже время, они были мало похожи на неандертальцев, различие коснулось цвета кожи, волос и глаз. А также, ученые предполагают, что эти древние люди обитали в небольшой популяции, которая к тому же была замкнута. На это указывают небольшое различие в парах хромосом.

Мой круг