Ответ США: в России работают над созданием коллайдера НИКА

Адронный коллайдер

Название коллайдера, работа над которым идет в Институте ядерных исследований в Дубне, – НИКА, что является аббревиатурой от Nuclotron-based Ion Collider facility. В то же время Ника – это древнегреческая богиня Победы. Специалисты стремятся создать модель процесса, который протекает в первые мгновения появления Вселенной, то, как это происходило несколько миллиардов лет назад. Фактически ученые намерены смоделировать рождение мира. Российский ускоритель ядерных частиц, подобный тому, который находится в окрестностях Женевы, будет создаваться в Подмосковье, в Дубне. Строительство андронного коллайдера НИКА уже стартовало в Институте ядерных исследований, сообщают СМИ.

Известно, что проект Nuclotron-based Ion Collider facility в плане амбиций не уступает своему "старшему брату", и стоить он будет так же внушительно. Периметр кольца составит пятьсот метров. Как и швейцарский коллайдер, НИКА будет разрабатываться в международной кооперации. В Подмосковье не пришлось рыть тоннели, а также копать шахты, поскольку идея НИКА базируется на основе нуклотрона, который уже существует. Пресса пишет, что, по сути, речь идет о каскаде из трех ускорителей. Один из них (сверхпроводящий ионный синхротрон-нуклотрон) уже запущен. Второй ступенью является бустер, который обеспечит частицам необходимую интенсивность. Кроме того, предусмотрено два кольца ускорителя ядерных частиц, в котором будет происходить столкновение протонов.

Отметим, что летом появилась информация о том, что в Японии будет построен свой коллайдер, стоимостью 9 миллиардов долларов США. Известно, что прямой туннель протяженностью 30 километров появится в 2020-х годах. Именно здесь предстоит сталкиваться электронам и позитронам, которые будут достигать едва ли не скорости света. Цели проекта подобны тем, которые перед собой ставят российские ученые: создать условия, приближенные к тем, что существовали в первые секунды рождения Вселенной.

Аналитики раздела «Новости науки» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» напоминают, что в минувшем году на сайте CERN появилось сообщение о том, что исследовательская программа БАК на 2012 год завершена. Небольшие последующие работы были запланированы на февраль 2013 года, а после на Большом андронном коллайдере будут проводиться работы, направленные на замену модулей, устаревших морально. Между тем дорогостоящее устройство, находящееся на территории Швейцарии и Франции, попало в список самых страшных экспериментов, которые когда-либо проводились учеными.

Зачем нужны коллайдеры?

Большой адронный коллайдер или сокращенно БАК представляет собой специально сконструированную установку для проведения опытов ученых в области физики с элементарными частицами. По имеющейся формулировке, БАК - это ускоритель заряженных частиц на так называемых встречных пучках, который предназначен для разгона тяжелых протонов и ионов, а также изучения полученных продуктов соударений. Другими словами, исследователи сталкивают атомы, а впоследствии смотрят, что именно из этого получилось. На сегодняшний день это наиболее крупная экспериментальная установка в целом мире. Ее размер можно сравнивать с городом в диаметре, почти в 27 километров, что находится на 100-метровой глубине. Данная установка находится поблизости Женевы, а на ее все строительство ушло около 10 миллиардов американских долларов.

Одна из основных задач установки БАК (согласно утверждениям ученых) - это поиск бозона Хиггса или простыми словами – попытка отыскать частицу, отвечающую за наличие массы. Вместе с тем, на коллайдере проводят эксперименты по поискам: частиц вне "Стандартной модели", разных магнитных монополей (это частицы, которые обладают магнитным полем), к тому же, проходит детальное исследование квантовой гравитации и исследования микроскопических дыр.

Исследователи успокаивают, что опасности от таких опытов нет. Но есть один факт, которые почему-то никогда не учитывают наши светила науки. Речь идет о настоящем оружии. Наверное, каждый ученый, делая какое-либо открытие или что-то изобретая, это делает с двумя целями: помочь миру жить лучше и конечно же, прославиться. Но, отчего-то все изобретения занимают свое определенное место в создании оружия для убийства того же человечества. Даже такие известные открытия, которые для стали вполне обывательскими (механические двигатели, радио, спутниковое телевидение), не говоря уже о самой атомной энергии, заняли свое определенное место в "оборонке".

Миронов Евгений Витальевич