Ученые изучают причины «света в конце туннеля»

Ученые изучают причины переживаний людей и животных, связанных с приближением смерти, в частности, явления, известного как «свет в конце туннеля».

Нейрофизиологи решили узнать, что происходит в головном мозге в момент угасания его активности (смерти). Исследования проводили на крысах. Отчет ученых опубликован в издании Proceedings of the National Academy of Sciences, сообщает 13 августа РИА "Новости".

По словам Джимо Борджигин из Университета Мичигана (город Энн-Арбор), ранее нейрофизиологическое состояние мозга, активность которого угасает, не анализировалось. Это первая такая научная работа.

На следующем этапе ученые перейдут к исследованию мозговой активности людей и их околосмертных переживаний. Специалисты хотят понять природу так называемого «света в конце туннеля» – видений, возникающих после остановки сердца.

О свете в конце туннеля говорят многие пережившие клиническую смерть. Люди описывают это явление как нечто яркое, манящее, зовущее к себе. Словно портал в потусторонний мир. Но если человеку еще не суждено умереть, то он возвращается в реальный мир, хотя и помнит свои видения, возникшие во время клинической смерти.

Предварительной версией «света в конце туннеля» ученые называют взрывообразное повышение активности нейронов мозга, но объяснить природу этого явления они пока не могут.

Джимо Борджигин и ее коллеги исследовали мозг умирающих крыс и во всех случаях наблюдали одну картину: в мозгу животных происходило взрывообразное повышение активности нейронов.

Для чистоты эксперимента ученые разбили подопытных на три группы: одну исследовали после анестезии, другую – после пробуждения, третью – в момент клинической смерти, вызванной искусственной остановкой сердца.

Спустя полминуты после клинической смерти в мозге крыс происходил настоящий «взрыв» активности нейронов. Скорее всего, это и является причиной ярких образов, которые называют «светом в конце туннеля». Ученые склоняются к версии о том, что эта мозговая активность порождает крайне реалистичные галлюцинации, и пережившие клиническую смерть действительно уверены в том, что видели и разговаривали в «туннеле» с умершими близкими людьми. Но это не более чем галлюцинация, уверены нейрофизиологи.

Изучение мозговой активности крыс должно стать фундаментом для исследований мозга людей. Как знать, какие тайны скрываются в нем.

Бузова Ольга