Эра антибиотиков близка к завершению – ученые

Открытие антибиотиков в свое время вызвало настоящую «революцию» в медицинской науке, привело к значительному повышению качества услуг системы здравоохранения и способствовало общему улучшению состояния здоровья населения Земли. Вместе с тем, факты свидетельствуют о том, что уже в недалеком будущем эра антибиотиков может закончиться, и причиной этого станет отнюдь не прогресс в исследовательской области.

«Приговор» антибиотикам

По мере расширения сферы применения традиционных антибиотиков, растет степень сопротивляемости болезнетворных микроорганизмов стандартным препаратам, что в скором времени может вызвать настоящий Апокалипсис, который будет пострашнее пресловутого глобального потепления. Об этом, как сообщает информационный портал «Eco-Life» заявила в ходе выступления перед членами профильной комиссии парламента Главный санитарный врач Великобритании Салли Дэвис. Такой Апокалипсис может наступить, по ее словам, уже в ближайшие двадцать лет, и тривиальные хирургические операции, которые ныне массово проводятся, могут стать причиной массовых летальных исходов. Дело в том, что, согласно выводов ученых, в настоящее время наблюдается массовое появление антибиотикорезистентных штаммов привычных вирусов, и у врачей все большую тревогу вызывают даже такие инфекции, как стафилококк, не говоря о туберкулезной палочке, или, например, возбудителях венерических заболеваний. Иными словами, возбудители болезней, на фоне бесконтрольного применения стандартных препаратов, со временем мутируют, продуцируя новые штаммы, с которыми известные антибиотики не могут справиться. Кроме того, с увеличением частоты применения конкретных препаратов, микроорганизмы передают резистентность на генетическом уровне. «Мы сами продолжаем выращивать резистентые бактерии, бесконтрольно используя известные препараты, что усугубляет проблему», - заявила парламентариям С. Дэвис, которая сообщила, что более подробную информацию изложит в официальном докладе, выход которого запланирован в марте текущего года.

Обеспокоенность Главного санитарного врача Великобритании разделяют ее ученые соотечественники. В частности, профессор-микробиолог из Абердинского института Хью Пеннингтон подчеркивает, что проблема действительно выглядит крайне серьезной, в особенности, если учесть, что принципиально новых препаратов не становится больше, новых антибиотиков не существует, и «не стоит рассчитывать на появление какой-то панацеи». Озабоченность ученых разделяют также и во Всемирной организации здравоохранения, где утверждают, что без незамедлительного принятия экстренных мер в скором времени может наступить «постантибиотическая эра». Пока медики выходят из ситуации путем комбинированного применения препаратов различных групп, однако, такие их возможности небезграничны в условиях развития резистентности и ограниченности имеющегося базового набора препаратов.

История появления антибиотиков

Как отмечают аналитики раздела «Наука» журнала «Биржевой лидер», в настоящее время принято считать, что открытие принципиально нового вида медицинских препаратов – антибиотиков, в свое время имело поистине революционные последствия и значительно повысило качество медицинского обслуживания людей.

В 20-е годы минувшего столетия британский бактериолог Александр Флемминг открыл первый препарат, официально признанный антибиотическим, - пенициллин. Когда сам ученый был простужен, он обнаружил на одной из лабораторных чашек Петри колонию плесневых грибов, выросших на агаре. При этом, колонии бактериальных клеток Staphylococcus aureus поблизости с местом, где выросла плесень, погибли. После этого ученый выделил активное вещество плесневых грибков, приведшее к разрушению болезнетворной колонии, и этим веществом был именно пенициллин. А. Флеминг опубликовал научную работу по этой тематике в 1929 году, однако в то время его результаты были недооценены, и лишь спустя более чем десятилетие, благодаря тому, что ученые Говард Флори и Эрнст Борис Чейн продолжили исследования в данном направлении, пенициллин нашел широкое применение, и в первые был использован в годы Второй мировой войны.

Садовый Андрей Иванович