Марсианский зонд "Одиссей" вновь в строю

Американское аэрокосмическое агентство продолжает проводить одновременно несколько программ по исследованию Марса. Только в настоящий момент, на поверхности «Красной планеты» находится два работающих марсохода «Кьюриосити» и «Оппортьюнити», а так же орбитальный зонд «Марс-Одиссей». В средствах массовой информации регулярно появляются сообщения о первых двух, а вот, последний, в отличие от них, был на некоторое время забыт.

Несмотря на то, что в космической отрасли работают лучшие умы планеты, а правительства выделяют на их финансирование миллиарды долларов, изредка возникают ситуации, когда человеческая ошибка или сбой в работе техники приводит к нежелательным последствиям.

Такая ситуация произошла как раз с орбитальным марсианским зондом «Марс-Одиссей». Как сообщали ранее эксперты НАСА, один из трех гироскопических навигационных датчиков аппарата вышел из строя, в результате чего, навигационная систем начала реагировать на изменения только двух пространственных координат из трех, что привело к необходимости перевода спутника в безопасный режим. Неполадки были выявлены в начале июня 2012 года. Недавно, аналитикам отдела «Новости науки» журнала Биржевой Лидер стало известно о том, что инженеры НАСА возобновляют работу зонда.

«Марс-Одиссей». Перезапуск

В течении пяти месяцев текущего года, специалисты аэрокосмической сферы проводили работы по диагностике и выявлению неполадок в системах навигации и управления орбитальным спутником Марса. Как официально заявило агентство, на прошлой неделе был осуществлен перезапуск всех систем корабля с использованием запасного комплекта оборудования.

Сразу же после возвращения в рабочее состояние. Аппарат передал информацию, полученную с марсохода «Оппортьюнити», чем доказал свою полную работоспособность на резервном оборудовании. Как сообщил журналистам сотрудник Лаборатории реактивного движения НАСА Гэйлон Максмит (Gaylon McSmith), перезапуск систем исследовательского зонда произошел в плановом режиме без каких-либо технических проблем. Гироскоп, вызвавший опасения инженеров, в настоящий момент, снова находится в рабочем состоянии и сможет проработать в течении нескольких месяцев. Решение об использовании запасного комплекта аппаратуры было вызвано желанием специалистов НАСА оставить основную в работоспособном состоянии на случай возникновения внештатных ситуаций.

Основные опасения инженеров вызывала работа резервного компьютера, призванного управлять всеми процессами, касающимися работы зонда, с учетом того, что последний раз его «включали» в 2001 году еще на Земле, во время тестовых испытаний корабля. К счастью, сообщают эксперты НАСА, все системы работают в штатном режиме, и повода для беспокойства нет.

Долгожитель среди космических аппаратов

Запуск американского исследовательского зонда «Марс-Одиссей» к «Красной планете» был произведен 7 апреля 2001 года. Спустя 6 с половиной месяцев он достиг планового местоположения и вышел на околомарсианскую орбиту. В настоящий момент этот зонд является долгожителем среди технических средств, используемых в ходе марсианских программ. Кроме различного навигационного оборудования, а так же оборудования связи он несет на себе три основных научных прибора. Среди них гамма-спектрометр GRS, прибор для изучения космической радиации MARIE и инфракрасная камера THEMIS. Один из технических элементов первого разрабатывался Институтом космических исследований РАН в России. С помощью российского нейтронного детектора была составлена первая в истории изучения Марса карта вечной мерзлоты.

Кроме носителя для исследовательской техники, аппарат выполняет функции ретранслятора сигнала марсоходов на Землю и команды НАСА в обратную сторону. За время своей службы на орбите Марса, исследовательский зонд пережил несколько корректировок своей орбиты, так как ее перенастраивали под каждый новый марсоход и зонд. Последняя корректировка произошла после спуска на поверхность планеты известного марсохода «Кьюриосити».

После трех продолжений срока службы аппарат остается работоспособным и выполняет возложенные на него задачи. Пока эксперты НАСА срок его использования не ограничивают.

Макспарк (Гайдпарк)