Ученые создали новый метод редактирования ДНК стволовых клеток (0)

Ученые создали новый метод редактирования ДНК стволовых клеток

Ученые-биологи из Соединенных Штатов Америки научились незаметно вносить изменения в геном стволовых клеток.

Новую технологию генной инженерии узнавали аналитики раздела "Наука" издания "Биржевой лидер".

Издание "Лента.ру" со ссылкой на публикацию в журнале Nature Methods, сообщает о новом способе незаметного редактирования генома стволовых клеток, изобретенном специалистами-биологами из Калифорнийского университета.

Этот метод позволяет редактировать геном стволовых клеток буквально "побуквенно", при этом не оставляя никаких следов в их ДНК.

Такое редактирование генома стало возможным при использовании так называемых TALEN-эндонуклеаз. Так называются ферменты, вносящие разрыв строго в определенном месте ДНК.

Клетка, пытаясь восстановить разрыв, полученный в результате действия такой нуклеазы, может в качестве "мастер-копии" использовать гомологичный участок ДНК.

Поэтому, если искусственным путем ввести в клетку такой участок с небольшими изменениями, можно заменить нуклеотиды генома на любые другие.

Однако сложность и этого метода, и ему подобных (которые основаны на введении других ферментов), заключается в том, что в 99 случаях из 100 клетка вместо того, чтобы исправить нуклеотиды, попросту соединяет разорванные участки ДНК между собой. В результате этого происходит поломка гена.

Поэтому биологам приходится наряду с точечными изменениями в ДНК вносить туда еще большие участки устойчивости к антибиотикам, которые предназначены для отбора тех клеток, где геном прошел редактуру успешно.

При помощи нового метода можно отбирать только те стволовые клетки, в ДНК которых уже внесены необходимые изменения.

Благодаря новому методу можно избежать введения в ДНК лишних фрагментов. Это происходит благодаря использованию специальных флюоресцирующих зондов.

Они позволяют отбирать только те стволовые клетки, в ДНК которых уже были внесены необходимые ученым изменения.
Работоспособность новой технологии была доказана учеными на индуцированных стволовых клетках (iPS), принадлежащих человеку.

В перспективе с помощью комбинирования ранее известной технологии получения iPS и нового способа их редактирования можно будет исправлять ряд генетических заболеваний.

В частности, можно будет исправлять наследственную гемофилию и серповидно-клеточную анемию, поскольку оба эти заболевания связаны с появлением точечных мутаций в генах, которые активны в клетках крови.

Телеканал Карусель