Вулканические молнии научились воспроизводить в лаборатории - очень зрелищно (0)

Разработана методика повторения вулканических молний в лабораторных условиях. Германские исследователи научились получать вулканические молнии в лабораторной экспериментальной установке. Ее детальное описание опубликовано в специализированном журнале Geology (Геология). Короткий рассказ о содержании эксперимента напечатан в журнале New Scientist (Молодой ученый).

Установка состоит из емкости с вулканическим пеплом, который пребывает под давлением около 100 атмосфер. В верхней части емкости было проделано отверстие, через которое пепел может выходить в камеру с нормальным атмосферным давлением. Движение пепла под давлением имитирует процесс самого извержения.

Во время эксперимента частицы пепла сталкивались друг с другом, что приводило к образованию статического электричества и порождало молнии, возникновение которых можно хорошо рассмотреть на видеозаписи эксперимента, смотрите ниже видео.

Таким образом, ученые впервые экспериментально показали, что электрическая активность в вулкане зависит от состава выбрасываемого пепла. Чем больше в выбросах доля мелкой фракции, тем больше зарядов проходит сквозь поток извержения. Это связано с характером движения выбрасываемых частиц — более крупные фрагменты двигаются прямолинейно, а более мелкие захватываются вихрями, за счет чего чаще сталкиваются друг с другом. Более частые столкновения, соответственно, приводят к более быстрому накоплению статического электричества на частицах пепла.

Эксперты отдела «Новости Науки» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» отметили, что ранее вулканологам удалось зафиксировать, что молнии при извержении делятся на два типа. Одни образуются в нижнем слое атмосферы, в непосредственной близости от кратера, а другие появляются высоко в облаке пепла.

Видео: Вулканические молнии научились воспроизводить в лаборатории - очень зрелищно