Датские ученые сделают бактерии устойчивыми к антибиотикам

Ученые из Дании внесли предложение о новом методе борьбы с выработкой у бактерий устойчивости к антибиотикам. Метод основан на изучении устойчивости микроорганизмов к одним веществам и одновременно сильной чувствительности к другим. Результаты данного исследования были опубликованы датскими учеными в научном журнале Science Translational Medicine.

Использование разных типов антибиотиков для борьбы с бактериями, а также смена типа антибиотика на разных этапах лечения - вот главная суть проведенного исследования. Еще с 50-х годов прошлого столетия ученым известен схожий метод, однако современный имеет кардинальное отличие. Метод современных ученых основан на изучении влияния друг на друга между разными механизмами устойчивости. Классический подход к использованию антибиотиков разных групп был основан на том, что бактерии, устойчивые к антибиотикам, имеют меньшую конкурентоспособность. То есть если в определенной среде имеются и устойчивые к антибиотику «А» бактерии, и чувствительные к нему, в случае отмены антибиотика устойчивые всегда проигрывают. Ранее считалось, что при одновременном введении еще и антибиотика «В» данный принцип также срабатывает.

Современные ученые из Дании сумели доказать, что данный принцип, разработанный еще в 50-х годах, далеко не всегда срабатывает, поскольку образование устойчивости бактерий к антибиотикам может повлиять на чувствительность к другим типам. Ученые отмечают, что чувствительность может как усугубиться, так и пропасть совсем. Основываясь на своих наблюдениях, ученые предлагают использовать антибиотики для борьбы с бактериями парами, иногда тройками или в другой последовательности. Получается, что если во время применения антибиотика «А» у бактерий проявится к ним устойчивость, при начале применения антибиотика «В» бактерии могут сначала быть вытеснены конкурирующими «сородичами», и только после этого у них может развиться устойчивость к антибиотику «В».

Эксперты раздела «Новости медицины» интернет-журнала «Биржевой лидер» напоминают, что антибиотики являются частью «вооружения» бактерий при их борьбе за экологические ниши. Ученым известно, что существует три штамма бактерий, одни из которых производят антибиотики, другие хоть и являются устойчивыми к антибиотику, однако сами его производить «не умеют», и третья группа бактерий не производят антибиотик и одновременно не проявляют никакой устойчивости к нему.

Астана