Сезонная спячка лемуров аналогична фазе быстрого сна у человека – ученые

Как передает РИА "Новости", ученые провели сравнение энцефалограмм лемуров, которые были получены в ходе сезонов спячки и активной жизни животных, и аналогичных показателей для белок. Биологи поделились результатами исследования, опубликовав научную статью в журнале «PLoS One». В частности, в материале говорится о том, что толстохвостые лемуры впадают в спячку, тогда как другие представители приматов лишены подобной «роскоши». Речь идет о том, что характер сна и спячки лемуров уникален и не имеет ничего общего с грызунами, пребывающими в аналогичном состоянии.

Аналитики раздела «Новости науки» журнала «Биржевой лидер», ссылаясь на слова Эндрю Кристала из американского университета Дьюка, пишет о том, что ученым впервые выпала возможность наблюдать за тем, как работает мозг примата, который впал в спячку. Так, в спячке мозг лемура проявляет необычайную активность при высоких температурах, пребывая при этом в состоянии, которое очень похоже на «быстрый сон», свойственный человеку. Ученые полагают, что полученные сведения говорят о том, что спячка приматов — это не анабиоз. Вероятнее всего, это некая форма сна. Теперь этих лемуров можно использовать для исследовательских работ по изучению сна и метаболизма людей.

Еще одна необычная подробность о толстохвостом лемуре, обитающем на Мадагаскаре, выяснилась в ходе экспериментов. Речь идет о том, что это единственные приматы во всем мире, которым свойственно впадать в спячку. Ученые пытались понять, что же происходит с этими животными во время спячки, в ходе наблюдения за мозговой активностью десяти лемуров, «проживающих» в университетском питомнике. Исследователи установили, что в ходе зимней спячки процессы, протекающие в организме лемуров и белок, отличаются. Так, при низкой температуре воздуха отмечены минимальные различия, тогда как при повышении температурных режимов мозг лемура переключался в режим, удивительно похожий на «быстрый сон» человека — ту самую фазу, когда активность мозга повышается, и начинают зарождаться сны.

Полученные данные, считают ученые, свидетельствуют о том, что характер спячки и сна приматов уникален. Поэтому лемуры могут быть использованы для изучения сна как обезьян, так и людей. Именно это поможет исследователям узнать, как появляются болезни, которые связаны с проблемами метаболизма и сна.

Шуфрич Нестор Иванович