Растения умеют... считать – ученые

Ученые предполагают, что растения имеют врожденную способность делать арифметические расчеты, с помощью которых контролируются запасы питательных веществ ночью. Британские исследователи, обнаружив в биологии примеры сложнейших математических вычислений, были очень удивлены.

По данным команды Центра Джона Иннеса, математические модели показывают, что количество крахмала, израсходованного за ночь, вычисляется с помощью операций деления, включая процесс химических веществ, которые содержатся в листьях. Возможно, и птицы пользуются подобными механизмами контроля уровня жиров при миграции. Ученые исследовали растение Arabidopsis, над которым часто проводят опыты для изучения флоры.

В ночное время суток, когда данное растение не имеет возможности использовать энергию солнца для преобразования диоксида углерода в сахар и крахмал, для экономии оно начинает регулировать собственные запасы крахмала, чтобы не использовать их раньше, чем взойдет солнце. Опыты, проведенные исследователями из Центра Джона Иннеса в Норвиче, показали, что растение для того, чтобы точно рассчитать расход крахмала, должно уметь выполнять арифметические расчеты, в частности, операцию деления.

Профессор и руководитель исследования Алисон Смит поделился с BBC News, что растения используют математические вычисления на свой простой химический лад и это поражает всех ученых. Они используют вычисления на уроках математики в младших классах. Для того, чтобы выяснить каким образом внутри растения происходит деление, исследователи использовали метод моделирования. Механизмы ночью измеряют в листьях уровень запасов крахмала. С помощью внутренних часов, похожих на те, которые действую в организме человека, поступает информация о времени суток.

Таким образом, очевиден тот факт, что растения также обладают определенной долей интеллекта. Этот факт был подтвержден доктором Ричардом Багзом из Университета Лондона. По мнению исследователей, процесс происходит с привлечением концентрации 2-х типов молекул: "S" для крахмала и "T" для времени.

В том случае, если молекулы S способны стимулировать деление крахмала, а молекулы T могут сдерживать подобное действие, то уровень потребления крахмала измеряется отношением числа молекул S к молекулам T. Иначе говоря, S делится на T.

По словам автора математических моделей, профессора Мартина Ховарта из Центра Джона Иннеса, в биологии это явление можно считать первым четким примером таких сложных математических расчетов. Согласно предположениям ученых, данные механизмы обладают способностью нормально функционировать и в организмах животных, к примеру, птиц, которым необходимо осуществлять контроль уровня жиров во время перелетов на длительные расстояния. Аналогичная способность полезна птицам и при высиживании яиц.

Но в науке существуют и другие точки зрения на этот счет. Доктор Ричард Багз из Университета Лондона считает, что данный эксперимент не свидетельствует о наличии интеллекта у представителей флоры. Это открытие только говорит о том, что растения, скорее всего, владеют механизмами, позволяющими им автоматически регулировать скорость сжигания углеводов в ночное время суток. Растениям вовсе не свойственно "добровольно и с конкретной задачей на уме" заниматься вычислительными действиями, как это делают люди.

Мусий Олег Степанович