Ученые через 105 лет нашли осколки тунгусского метеорита

Три камня, обнаруженные группой исследователей в Красноярском крае в районе реки Хушмы, могут быть осколками загадочного «тунгусского метеорита» – небесного тела, теоретически упавшего возле реки Подкаменной Тунгуски больше века назад и спровоцировавшего взрыв, однако до сих пор не найденного. Такую теорию относительно находки высказал в своей статье один из исследователей, сотрудник Государственного минералогического музея имени Вернадского РАН Андрей Злобин. Широкой общественности ученый по каким-то причинам решил не сообщать о выводах относительно камней, а сразу направил документ в архив Корнельского университета. Примечательно, что камни были найдены в ходе экспедиции, организованной Злобиным в 1988 году. Однако данные касательно находок стали известны значительно позже. Недавно препринт статьи, отправленной в Корнельский университет, был опубликован в блоге издания Technology Review.

Согласно отчету Злобина, поиски «метеорита» экспедиция начала с Сусловской воронки – кратера, который, по некоторым данным, образовался в результате откола от небесного тела отдельных кусков и падения их на землю. Вокруг Сусловской воронки есть и другие похожие кратеры, вызванные, согласно теории, падением других частей расколовшегося метеорита, однако эпицентром взрыва считается Сусловская воронка. Экспедиция Андрея Злобина в поисках частей космического явления провела раскопки в 10 местах воронки, однако успеха не добилась.

Тогда было решено перенести поиски на берег реки Хушмы. Там и были обнаружены три камня, на поверхности которых четко просматривались регмаглипты – характерные для небесных тел вмятины, образующиеся в результате высокой скорости движения тела.

Technology Review сообщает, что, согласно статья Злобина, ученый не провел химического и кристаллографического анализа найденных камней. Некоторые эксперты сомневаются в том, имеет ли уверенность исследователя относительно происхождения камней под собой основания.

Предполагаемый взрыв космического тела произошел, согласно имеющимся данным, 30 ноября 1908 года в районе реки Подкаменной Тунгуски. В результате взрыва был повален лес в радиусе 2 километров, однако само место падения метеорита или, согласно другой версии, кометы обнаружено не было. В район места происшествия на протяжении почти ста лет снаряжались различные экспедиции, однако никаких частей взорвавшегося тела ни одна из них не обнаружила.

Видео: Ученые через 105 лет нашли осколки тунгусского метеорита