К Земле летит астероид Таутатис. Но это не конец света (0)

Вид на Землю с поверхности астероида Таутатиса

Утром двенадцатого декабря пролетит мимо Земли астероид 4179 – Таутатис – длиной 4,46 километров и шириной 2,4 километра. Это один из самых крупных астероидов, обнаруженных около нашей планеты. Как прогнозируют астрономы, пройдет небесное тело на расстоянии в 6,9 миллиона километров от Земли /в восемнадцать раз дальше Луны/. И внимание исследователей к объекту приковано отнюдь не потому, якобы он представляет опасность.

Особенно астрономов интересует, каким образом вращается тело подобной формы: Таутатис узкий и длинный, с 2-мя чётко выделяющимися долями, которые по размеру неодинаковы. Так, масса объекта распределена также неравномерно, говоря о сложной внутренней структуре. Ученые не исключают того, что она явилась результатом столкновения с телом меньших размеров. Очень вероятно, сам Тутатис – это 2 встретившихся, слипшихся объекта.

«Он кувыркается, это значит, вращается вокруг длинной оси, в свою очередь, которая совершает круговое движение, точно гироскоп /это явление знакомо как прецессия/», – сообщил Майкл Буш из радиоастрономической национальной обсерватории /США/, исследовав данные об астероиде, которые получены в ходе его прежних визитов /происходят они каждые четыре года/.

Спустя день, после встречи с Землей, тринадцатого декабря, китайский спутник «Чанъэ-2» будет пролетать на расстоянии нескольких сотен километров от астероида, это даст возможность ему выполнить снимки, разрешение которых – десятки метров. Исследователи рассчитывают, что смогут получить 2 фотографии – до и после сближения.

Таутатис открыт был в январе 1989 г. французским астрономом – Кристианом Полля. Таутатис входит в команду потенциально опасных астероидов, но до 2196 г. подходить к Земле не будет ближе, чем на 0,0198 астрономической единицы, то есть 2,96 миллиона километров. Так, в следующий раз Таутатис на свидании с Землей побывает двадцать девятого декабря 2016 г. и пролетит с расстоянием в 0,25 астрономической единицы.

Сумасшедший астероид

Таутатис считается сближающимся с Землёй астероидом из группы Аполлона, у которого орбита находится в резонансах три к одному с Юпитером, а также один к четырем с Землёй. По причине малого наклонения его орбиты /0,47 градусов/ и малой периодичности обращения /около 4-ех лет/ Таутатис сближается часто с Землёй, притом минимально возможное на текущий момент расстояние сближения /MOID с Землёй/ составляет 0,006 а. е. /в 2,3 раза более расстояния до Луны/. Впрочем, сближение 29 сентября 2004 г. особенно близким было, когда астероид проходил на расстоянии – 0,0104 а. е. от Земли /четыре радиуса лунной орбиты/, дав отличную возможность для наблюдений. Максимальный блеск астероида составлял 8,9 звёздной величины. Самым последним сближением /на 0,0502 а. е./ было – 9 ноября 2008 года в двенадцать часов двадцать три минуты.

Вращение Таутатиса состоит из 2-ух разных периодических движений, в результате чего кажется хаотическим. Если быть на поверхности астероида, то может показаться, что Солнце всходит либо заходит за горизонт в случайном месте и в случайное время.

Впервые Таутатис обнаружен был десятого февраля 1934 г., а впоследствии утерян. В тот период ему дали обозначение – 1934 CT. Так, астероид оставался утерянным в течение нескольких десятилетий, пока не переоткрыл его 4 января 1989 г. Кристиан Полля. Кстати, астероид был назван в честь кельтского божества Тевтата.

Радиолокация Таутатиса, организованная в 1992 г., под руководством Александра Зайцева, стала 1-ой вне Соединенных Штатов Америки радиолокацией малой планеты. Радарные изучения продемонстрировали, что Таутатис обладает неправильной формой, состоящий из 2-ух «долей» с размерами в 4,6 километра и 2,4 километра, соответственно. Есть предположение, что Таутатис сформирован был из 2-ух отдельных тел, которые в определенный момент «слились», в связи с чем астероид можно сравнивать с «грудой камней».

В 2004 г. сближение с Землёй было довольно сильным, чтобы поднять вопрос про возможность столкновения. Но такая вероятность столкновения астероида с Землёй исключительно мала. Существует и возможность выброса Таутатиса за пределы Солнечной системы спустя несколько десятков либо сотен лет по причине гравитационных взаимодействий с планетами.

Чемпионат по футболу