Инициированный оппозиционером Навальным бойкот предстоящих президентских выборов прокомментировал Константин Эггерт. Он утверждает, что болезненное восприятие этой акции действующим президентом Навальный хорошо понимает. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
Российский журналист, телеведущий и обозреватель Константин Эггерт в своей публикации пишет, что дискуссия о правильности или ошибочности поступка Алексея Навального вступила в горячую фазу. Эксперты обсуждают, правильно ли поступил Навальный, когда призвал бойкотировать «президентские выборы», запланированные на март.
Политологи в большинстве своем называют решение оппозиционера, которого Центризбирком не зарегистрировал в качестве кандидата на выборах, ошибкой. Они объясняют, что инициированный Навальным бойкот в результате отнимет голоса у Григория Явлинского и Ксении Собчак, поскольку именно оппозиционно настроенные россияне откажутся от посещения избирательных участков. С другой стороны, на результат действующего президента акция оппозиционера никак не повлияет.
Константин Эггерт полагает, что рассуждения представителей экспертной среды о «голосах» избирателей и «процентах» поддержки имеют смысл исключительно в том в случае, если рассматривать происходящее как настоящую избирательную кампанию. С другой стороны, если относиться к событиям как к «выборам Путина», то стратегия Навального воспринимается как правильная инициатива. Задача политика заключается в закреплении за собой статуса единого оппозиционного кандидата, реального конкурента действующего президента, который представляет угрозу для Кремля.

Если рассматривать события именно во втором из указанных контекстов, то можно понять, что акция Навального действительно имеет смысл. Обозреватель указывает на несколько важных моментов акции оппозиционера:
- лидер Партии прогресса и глава Фонда борьбы с коррупцией наносит символический, но довольно болезненный удар по самому проблематичному для Кремля элементу предстоящих «выборов». Речь идет о явке избирателей. Бесконечной головной болью администрации президента является отсутствие интереса к избирательному процессу, результат которого известен заранее.
В ближайшие два месяца отсутствует перспектива получения быстрой военной победы. Поэтому Кремль вынужден прибегать к ухищрениям в виде проведения местных референдумов, только чтобы добиться роста заветных цифр явки. Акция Навального работает против указанной стратегии власти;
- Навальному незачем учитывать интересы других кандидатов, особенно Ксении Собчак. Телеведущая, по сути, играет роль «суррогатного Навального», приемлемого для оппозиционно настроенных граждан кандидата. По мнению Эггерта, в планах Кремля Собчак фигурирует как кандидат, которого поддержит недовольная режимом городская интеллигенция. В определенном смысле объявление бойкота выборов является для Алексея Навального единственным приемлемым вариантом, призывать голосовать за Собчак оппозиционер вряд ли станет;
- лозунг о том, что выборы без Навального в принципе нельзя считать избирательным процессом, сплотит всех сторонников оппозиционера. Таким образом, Навальный продолжает укреплять и расширять собственную базу поддержки.
Любые цифры на псевдовыборах условны – Эггерт.
Некоторые политологи считают стратегию бойкота выборов ошибочной, поскольку отсутствует возможность доказать, сколько людей по собственной инициативе не пришли на выборы, а какая часть избирателей прислушалась к призыву Навального. Обозреватель отмечает, что точно так же нельзя сказать, сколько голосов на самом деле получат Путин, Собчак или Грудинин. Эггерт подчеркивает, что на псевдовыборах любые цифры являются условностью. Обозреватель объясняет, что в стране с «фасадными институтами», каковой является современная Россия, символические акции более значимы, чем какая-либо конкретика.
Очевидно, что призывы Навального к бойкоту выборов можно назвать акцией довольно рискованной. Перед призывами к бойкоту Кремль стремился измотать общественность и самого оппозиционера демонстрацией низкой результативности борьбы Навального. С помощью подобной стратегии руководство страны пыталось сделать оппозиционера фигурой настолько же привычной, как ручной коммунист Геннадий Зюганов, постоянно обличающий «антинародный режим», и Владимир Жириновский с его фейк-национализмом.
Объявленная Навальным кампания по бойкоту «выборов» в Кремле может быть воспринята как символическое пересечение невидимой черты. Прежний подход к Навальному может смениться применением «антиэкстремистской» 282 статьи УК РФ. Новое уголовное дело с перспективой реального и длительного лишения свободы грозит оппозиционеру, на это уже намекал пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков.
По мнению Эггерта, новый судебный процесс по политической статье сделает Навального фигурой международного масштаба, эквивалентной самому президенту Путину по политическому весу, и российским политзаключенным №1. Однако ранее российское политическое руководство неоднократно ошибалось в оценке отдельных людей и их политических перспектив, поэтому от такого поворота событий Навальный не застрахован.
Констатирует обозреватель, что система просто не оставила оппозиционеру другого выбора. Реализация кампании по бойкоту плебисцита по подтверждению полномочий президента Путина является для Навального безальтернативным вариантом. В данном случае оппозиционер поступил как настоящий политик, который пытается из очень плохой ситуации извлечь хоть какую-то выгоду для собственного будущего.
Автор: Елена Тараканова