Статистические данные показывают, что реализацию программы импортозамещения в России пока сложно назвать успешной. Эксперты утверждают, что собственное производство ряда продуктов российские предприятия смогут наладить не скоро. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Независимую газету».
Статистика продовольственных закупок России на внешнем рынке заставляют сомневаться в успехах политики импортозамещения. Объемы закупок многих видов сельскохозяйственной продукции в разрешенных странах увеличиваются, нередко с опережением российского роста производства. Самая сложная ситуация сложилась с молоком и говядиной, в этих направлениях чиновники, судя по всему, в обозримом будущем даже не надеются выйти на самообеспечение.
На протяжении многих десятков лет в России сокращается поголовье крупного рогатого скота. Одновременно Москва ведет переговоры с мексиканскими чиновниками о покупке говядины в количестве до 300 тысяч тонн. Стороны работают над организацией поставок в Россию мексиканской говядины, об этом сообщили в Министерстве сельского хозяйства Мексики. Сейчас санитарные агентства 2 государств пытаются конкретизировать сертификацию и протоколы для обеспечения доступа мексиканского мяса на российский рынок.
Однако и без мексиканского импорта Россия продолжает увеличивать закупки мясной продукции на внешнем рынке из государств, которые не попали под эмбарго. По последним данным Госстата, в августе импорт свежего и мороженого мяса в натуральном выражении вырос почти на 9 процентов по отношению к показателю августа 2016 года. Объем закупки рыбы свежей и мороженой увеличился на 21,6 процента, количество приобретенного молока и сливок несгущенных возросло почти на 14 процентов.
Возрастает также количество приобретенной за границей плодоовощной продукции. Объем закупки картофеля увеличился на 19,2 процента, количество ввезенных томатов возросло на 12,8 процента. Закупка капусты увеличилась на 5,6 процента, объем приобретенных за границей яблок и лука с чесноком увеличился на 34,5 и 85,2 процента соответственно.
Неоднозначной выглядит даже ситуация с закупкой птицы, по которой, казалось бы, импортозамещение налажено. В августе в годовом выражении импорт этого вида продукции сократился на 8 процентов, но в целом за временной промежуток с января по август объем импорта возрос на 10,6 процента к тому же периоду прошлого года.
В некоторых случаях рост показателей импорта сильно опережает динамику собственного производства. В первую очередь это касается животноводства. В августе, по информации Росстата, производство молока в годовом выражении увеличилось на 1,1 процента, скота и птицы на убой в живом весе – примерно на 6 процентов. В сентябре годовой прирост объема производства молока составил 1,1 процента, скота и птицы на убой – 4,6 процента.
Поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий при этом сокращается на протяжении довольно длительного времени. В конце 1990 года в стране насчитывалось около 57 миллионов голов крупного скота, из которых на коров приходилось 20,6 миллиона голов. В конце 2016 года в России зафиксировано 18,8 миллиона голов крупного рогатого скота, из которых коров 8,3 миллиона голов. По информации Росстата, в 2017 году сокращение поголовья продолжилось.
Наладить собственное производство пока не удалось.
В хозяйствах всех категорий производство молока, несмотря на отдельные всплески, скорее стагнирует, чем растет. В 2013 году, по официальной статистике объем производства молока составил 30,5 миллиона тонн, за временной промежуток с 2014 по 2016 год в стране проводилось не менее 30,8 миллиона тонн молока. В сентябре рост сельского хозяйства в целом в годовом выражении ускорился до 8,5 процентов с августовского уровня 5,1 процента.
В обзоре специалисты Центра макроэкономических исследований Сбербанка объясняют, что основной причиной ускорения роста является рекордный урожай зерновых. При этом аналитики отмечают, что поголовье коров продолжает сокращаться. В сентябре сокращение поголовье составило 0,7 процента к аналогичному месяцу 2016 года.
Аналитики констатируют, что ограничения на импорт сельхозпродукции не смогли изменить этот тренд. Молочное производство в целом характеризуется долгим периодом окупаемости. Именно поэтому инвестиции в отрасль пока не пользуются высокой популярностью среди российских аграриев. Они делают выбор в пользу производств с более коротким периодом окупаемости, в том числе из-за экономического кризиса.
Эксперт по мясному рынку в Институте конъюнктуры аграрного рынка Анна Кудрякова подтверждает, что данные за сентябрь действительно показывают сокращение поголовья крупного рогатого скота в ряде крупных регионов. Вместе с тем, есть и регионы, в которых фиксируется увеличение поголовья, но в целом по стране имеет место снижение показателей. Кроме того, регионы демонстрируют разнонаправленные динамику по объему производства мяса.
Объясняется негативная тенденция в первую очередь сокращением поголовья скота в частных личных подсобных хозяйствах. По словам Кудряковой, на сегодняшний день в России минимальное за 2014-2017 годы значение по численности поголовья крупного рогатого скота в личных хозяйствах. Минимальные численные показатели фиксируются в сельскохозяйственных предприятиях, хотя в отдельных холдингах увеличение поголовья проходит довольно успешно. В итоге в моменты возникновения трудностей с импортными поставками говядины негативные обстоятельства отображаются на рынке и ценообразовании внутри страны.