Многие известные украинские журналисты в шоке от убийства Дениса Вороненкова. Ведь это они писали, что за свои откровения бывший депутат Думы может поплатиться жизнью. Тогда это было больше фигурой речи, игрой на опережение, предупреждением Москве, а оказалось – как будто накаркали…
Юрий Бутусов, главный редактор интернет-ресурса Цензор.НЕТ, был тем украинским журналистом, которому Вороненков дал свое первое интервью после бегства из России – «на свободе», как говорил сам новоиспеченный гражданин Украины. Бутусов признается, что не испытывал к россиянину никаких положительных эмоций – ведь тот был членом Компартии, в Москве заработал кучу денег (а как это сделать сегодня в России – знает каждый), голосовал за аннексию Крыма. В пользу Вороненкова говорили только поддержка его Ильей Пономаревым и его роль в предстоящем судебном процессе над Януковичем. Так что украинский журналист просто честно выполнял свою работу.
Однако интервью вышло настоящей информационной супербомбой – в нем было не только о Януковиче и российско-украинских отношениях, но и о сокровенных тайнах российских политиков и силовиков. «Вы понимаете, что вас могут убить из-за того, что вы сказали про Путина и российскую власть? Они безумно перепугаются! Сделают попытку добраться до вас и вашей семьи», – спросил Бутусов. И услышал в ответ: «Я все решил. Я и так долго от них зависел, пусть они боятся. В Европу уезжать не хочу, достанут, как Литвиненко, если захотят. Да, риск есть, но риск – это и есть свобода».
Бутусов оказался и последним журналистом, с кем общался Вороненков: он переслал журналисту свое интервью изданию Гордон – в 23 марта в 11:41. А через 4 минуты в него начал стрелять киллер. В том интервью Гордону были пророческие слова Дениса Вороненкова: «В России любят повторять такую суггестию: "Ложь во спасение". Как я понял, тут очевидная ментальная деградация, теперь уже и убийство во благо. Россия – государство, которое так уничтожает людей. Что ж теперь, жить с постоянным страхом?»
С момента первого интервью «на свободе» Вороненкова до его гибели прошло всего 37 дней. Но «каждое слово свободы ему нравилось пробовать на вкус» – эти слова Юрия Бутусова звучат как реквием человеку, впервые ощутившему себя вольным человеком…
Чисто чекистское убийство.
А другой известный украинский журналист и публицист Виталий Портников и представить себе не мог, что его заметка под заголовком «Умри, Денис» с отсылкой к 1937 году превратится из метафоры в демонстративную публичную казнь в центре столицы Украины.
В своем блоге на сайте Грани.ру Портников называет убийство бывшего депутата Госдумы России «чисто чекистским убийством» и проводит параллели между казнями Вороненкова в 2017 году и Льва Троцкого в 1940 году.
Их убили по-разному: Троцкого – ударом ледоруба по голове, Вороненкова – выстрелом из древнего российского пистолета ТТ. Но пропагандистский антураж советско-российской идентичен. Убийцу Троцкого Рамона Меркадера, который проник в круг общения в прошлом соратника Ленина, а в тот момент – изгнанника из СССР, советские газеты называли «ближайшим другом» убитого. Значит, убийство Троцкого стало следствием раздора в стане его единомышленников. А сам Меркадер на суде называл себя мстителем-одиночкой. Кремль так никогда и не признал своей причастности к ликвидации Троцкого, зато в 1960 году генсек Хрущев (тот самый, который разоблачал кровавые злодеяния Сталина на XX съезде КПСС) подписал указ о награждении Меркадера званием Героя Советского Союза – «в убежденности, что тот, кто осмелился из-за границы критиковать банду и выдавать ее секреты, заслуживает только смерти – в этом Хрущев оставался верен Сталину». Тайный указ о награждении кого сегодня подписывает Путин?
На убийство Вороненкова был отправлен гражданин Украины – причем с паспортом в кармане, в прошлом боец Национальной гвардии и якобы участник АТО. Чем Павел Паршов отличается от «одинокого мстителя» Меркадера? Все обставляется так, чтобы ни у кого не возникало сомнения, что это «чисто украинское убийство». Но, как и в 1940 году, этот изобразительный ряд может быть рассчитан исключительно на внутреннюю аудиторию. «Как в 1940 году ни у кого в мире не было сомнений, что Троцкого убил Сталин, так и сегодня ни у кого в мире – включая и Россию – нет сомнений, что Вороненкова убил Путин», – резюмирует Виталий Портников.
А «хавающий дезу пипл», то есть советские люди, ныне переименованные в россиян, будет хихикать и гордиться своими вождями. И пусть весь остальной мир с омерзением от них отворачивается.