Астрономам удалось запечатлеть столкновение двух галактик

В спиральную галактику с перемычкой NGC 1232 врезалась карликовая галактика. Столкновение произошло в созвездии Эридан на расстоянии 60 миллионов световых лет от Земли.

При помощи орбитальной обсерватории «Чандра», запущенной в 1999 году, был сделан снимок космического события. Рентгеновская оптика позволила увидеть ударную волну газа, разогретого до 6 миллионов градусов.

Согласно Юри Тумре, две спиральные галактики при столкновении могут слиться в один обьект, напоминающий эллиптическую галактику. При этом газовая составляющая теряет кинетическую энергию и собирается в центре продукта столкновения – мержера. Скопления газа становятся молодыми звездами, отсюда возникает феномен чрезвычайно ярких инфракрасных источников.

Если в крупную галактику врезается небольшой «спутник», то первая увеличивает толщину своего звездного диска. По статистике, спиральные галактики из взаимодействующих систем в 1,5-2 раза толще одиночных.

Если маленькая галактика врежется перпендикулярно плоскости большой спиральной галактики, то в диске появляются расходящиеся кольцеобразные волны. Вместе с кусками спиральных веток между гребнями волн галактика начинает напоминать колесо телеги.

Именно так получила свое название галактика, расположенная в созвездии Скульптора в 500 млн. световых лет от Земли. Удар, перпендикулярный плоскости диска, образовал расширяющееся кольцо звездообразования. Подобный эффект был замечен в М31 при помощи инфракрасных наблюдений.

Астрономы рассчитали, когда именно Млечный путь врежется в соседнюю галактику Туманность Андромеды. Мощная гравитация подтягивает их друг к другу. С помощью телескопа Хаббла ученые выяснили, что через четыре миллиарда лет галактикам предстоит столкнуться. Далее они начнут сливаться в единый гигант, что займет около двух миллиардов лет.

На тот момент наше Солнце все еще будет существовать. В результате столкновения оно не пострадает, но изменит свое положение. Между галактиками уже началось боковое движение, которое и породило Туманность Андромеды.

Астроном из Института космических исследований в Балтиморе Роланд Ван Дер Марель признается, что его завораживает понимание того, что обнаруженная более тысячи лет назад Туманность Андромеды в конечном итоге поглотит нашу галактику.

Галактика М31 и Млечный путь разделены 2,5 миллионами световых лет. Они мчатся навстречу друг другу со скоростью 400 тысяч километров в час.

Луганская область