Эволюция человека зависела от изменений климата

Группа ученых Пенсильванского университета, работающих в палеоклиматологической сфере, изучив химический состав листьев растений и водорослей, пробы которых были взяты на дне озер, сделали вывод о том, что резкие многократные смены климата вызвали постоянное изменение питательного рациона и заставили наших предков покинуть «колыбель человечества» - ущелье Олдувай.

Как говорится в сообщении, опубликованном в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, имело место около пяти резких смен климатической обстановки, в результате чего леса на территории современной Африки превращались в подобие нынешних саванн. Эти изменения происходили на протяжении 200 тысяч лет и способствовали постоянной смене питательного рациона наших предков. Также данный фактор, по мнению ученых, повлиял на решения наших прародителей покинуть место, считающееся «колыбелью человечества» - ущелье Олдувай.

Эта гипотеза возникла во время изучения химического состава взятых со дна засохшего озера образцов растений, листьев и водорослей. Ведь по объяснениям ученых такие образцы, как растения, листья и другие виды различной флоры нашей планеты являются своего рода «летописью» прошедших периодов, протяженностью не в одно тысячелетие. По содержанию таких изотопов, как водород, кислород и углерод можно понять какая была окружающая среда в тот или иной период существования планеты Земля. Этот фактор является основными при составлении картины местности, которая существовала в окрестностях водоема.

Группа ученых из университета штата Пенсильвания работает под руководством Кэтрин Фриман. Ей и ее коллегам в какой-то степени повезло в их научных разработках. На дне одного из озер в ущелье Олдувай, которое образовалось примерно 200 миллионов лет назад, они нашли довольно толстый слой ила, который с годами превратился в каменную породу. Это дало почву в изучении изменения климатических условий восточной части Африки. Имеется в виду этап эволюции, когда происходило ее заселение нашими предками.

Ученые проанализировали содержание «тяжелого» изотопа водорода (дейтерия) в пробах, содержащих окаменелый ил, взятых из грунта на дне озера. Этот изотоп содержался внутри молекул жира, сохранившегося в листьях деревьев упавших в воду и стеблях некоторых водорослей. Доля содержания этого изотопа в водах пресноводных озер прямо пропорционально зависит от количества осадков, выпавших за год.

Этот фактор и использовали авторы научного доклада. Он помог им вычислить количество осадков, попавших в озеро за все время его существования, а это ни много ни мало 200 тысяч лет. Эти данные были сопоставлены с другой информацией, имевшейся в их распоряжении о периоде плейстоцена. Все это позволило смоделировать условия, в которых существовали наши предки.

Собранные данные указывали на то, что данный период в этой местности был не простым для «прототипа» человека. Ученые предполагают, что климат успел поменяться пять раз. Леса сменялись саваннами, а потом это происходило в обратном порядке. Такие переходы происходили «мгновенно» по меркам геологов. Поскольку период смены климатических зон составлял от 1-й до 2-х тысяч лет.

По предположениям исследователей, именно этот фактор послужил новым витков в эволюционном развитии человечества и его расселению по территории современной Африки.

Вследствие появления саванн людям пришлось перестраиваться и учится прямохождению. Постоянная смена климата приводила к кардинальным сменам питательного рациона. Благодаря таким основным причинам появились существенные изменения в анатомическом развитии человечества. Увеличение размеров головного мозга, прямохождение и усложнение социального устройства людей – это далеко не все результаты таких изменений. Этот период, считают ученые, совпал с первыми проявлениями сознательного существования человека. Стали появляться первые орудия труда и зародилась эпоха появления первых представителей из рода «Разумных».

Подводя итог, ученые констатировали, что такие изменения могли произойти в результате незначительных, но все же повлиявших на течения в Индийском океане, сдвигов орбиты. Климат планеты от этого претерпел значительные изменения. В частности в ущелье Олдувай в два раза изменилось количество осадков.

Харьковская область