Ученые увидели мутацию деревьев в зоне ЧАЭС

Ученые увидели, как изменились деревья в зоне ЧАЭС. Радиация, высвободившаяся после аварии в Чернобыле в 1986 году, оказала на деревья долгосрочное негативное влияние.

Самый сильный радиационный удар пришелся по деревьям в течение нескольких лет после аварии на атомной электростанции, но и сейчас, спустя 27 лет после трагедии, радиационный удар все еще сказывается. Те из деревьев, которым удалось уцелеть, стали очень уязвимыми. Если сравнить с организмом человека, можно сказать, что у подвергшихся радиации деревьев значительно ослабла иммунная система, и они стали уязвимыми к экологическим стрессам, например, засухе.

Результат исследования, проведенного в зоне ЧАЭС, опубликован в журнале «Trees». Как сообщил автор исследования Тим Муссо из Университета Южной Каролины, в целом результаты совпадают с другими работами, но базирующимися на меньших выборках. Исследование подтверждает отчеты о генетическом влиянии радиации на деревья, сообщил ученый.

Исследования проводились в так называемой «зоне отчуждения» (30 километров вокруг ЧАЭС) с 1999 года. Ученые проанализировали свыше сотни сосен, убедившись в мутации и гибели клеток, что вызвано радиационным облучением. Большая часть деревьев имеет аномальные формы. В первую очередь радиация сказалась на кроне деревьев, и это было визуально хорошо заметно. Лес получил название «рыжего», так как погибшие участки сосен обрели красноватый оттенок.

Во время последнего исследования ученых больше интересовала структура деревьев, а не их внешний вид. Было обнаружено, что даже уцелевшие (на первый взгляд) после аварии деревья были поражены, что хорошо видно спустя четверть века после радиационного заражения.

Сосны широко распространены и имеют высокую ценность для лесного хозяйства, поэтому и были выбраны в качестве объекта исследования, пояснил американский профессор, добавив, что исследовать кольца сосен оказалось легче, чем кольца берез, также распространенных в «зоне отчуждения».

Для дальнейших исследований ученые перебазируются в Японию, где два года назад произошла авария на атомной электростанции «Фукусима-1», что привело к радиационному заражению местности. В том районе тоже распространены сосны, поэтому ученые имеют возможность сравнить воздействие радиации на деревья в Украине и Японии. Предварительные исследования показали, что даже в самых загрязненных радиацией районах возле АЭС «Фукусима-1» деревья гибнут менее стремительно, чем в Чернобыле.

Дейдей Евгений Сергеевич