Данные марсохода Curiosity подтверждают, что ранее на Марсе была атмосфера

Благодаря информации, полученной с марсохода Curiosity, ученым удалось уточнить химический и изотопный состав атмосферы Марса, а также найти признаки того, что большая часть марсианского воздуха улетучилась в космос приблизительно 4 миллиарда лет назад.

По словам Кристофера Уэбстера из Лаборатории реактивного движения НАСА в Пасадене (США), группа ученых зафиксировала необычно высокие доли “тяжелых“ изотопов в атмосфере Марса. Поскольку легкие изотопы могут легче покинуть атмосферу планеты, чем тяжелые, это можно считать признаком того, что воздух Красной планеты в действительности "испарялся" в космос. Скорее всего, произошло два подобных эпизода — резкое исчезновение большей части запасов 4 миллиарда лет назад и постепенная "утечка" в последующие годы.

Две группы астрономов, руководителем которых были Уэбстер и Пол Махаффи из Центра космических полетов НАСА имени Годдарда уточнили старую информацию относительно состава марсианской атмосферы и открыли ранее неизвестные ее особенности, после анализа данных, собранных инструментом SAM на борту Curiosity. Их результаты опубликованы в двух статьях в журнале Science.

Уэбстер, вместе со своими коллегами, провели измерение доли “тяжелых“ изотопов углерода, кислорода и водорода в атмосфере Марса и сравнили их с такими же значениями для Земли и метеоритов на Марсе. По их словам, доля таких атомов в воздухе Марса оказалась значительно большей в сравнении с Землей, что подтверждает гипотезы о том, что его атмосфера и вода "испарились" в космос. Если судить по меньшей доле изотопов в метеоритах, которые сформировались 4-3,7 миллиарда лет назад, львиная доля запасов влаги и воздуха исчезла примерно в это время.

Ранее исследователи, основываясь на информацию, которую собрал марсоход Opportunity, установили, что в на Марсе когда-то существовала вода со значительно повышенной кислотностью. Как заявил ответственный за миссию сотрудника Корнелльского университета Стив Сквайерс, на планете существовала вода, которую можно было пить, а обнаруженные соли сформировались в пресноводной среде при нейтральных показателях кислотности.

Есть предположения, что в ближайшем будущем Opportunity отправится к месту будущей зимовки, в то время как марсоход Curiosity продолжит исследование марсианских гор.

Фри́ске Жа́нна Влади́мировна