Почему у человека отрастает кожа на кончиках пальцев - исследование

Как сообщают РИА "Новости", учеными были обнаружены в основании ногтя стволовые клетки. Именно благодаря им ноготь не прекращает расти. Выяснилось: этот механизм также отвечает за восстановление кончиков пальцев. С подробностями журналисты издания «Биржевой лидер».

Отрезанные кончики пальцев отрастают заново у всех млекопитающих, в том числе у человека. Этот механизм происходит из-за стволовых клеток, – информация в ходе исследования была выяснена учеными из Университета Нью-Йорка. По их мнению, эти знания могут помочь в скором времени в создании технологий по восстановлению ампутированных конечностей.

В журнале Nature была опубликована статья ученого Маюми Ито (Mayumi Ito) из Университата Нью-Йорка и его коллег, где они представили результаты экспериментов по регенерации на кончиках пальцев мышей. Как известно, множество животных могут восстанавливать утраченные конечности. Например, ящерица. А вот у людей эта способность ограничивается только кончиками пальцев, и то в том случае, если хотя бы какая-то часть ногтя остается целой.

И то, и другими специалистами была обнаружена группа стволовых клеток, из-за которых растет ноготь. Белки семейства Wnt управляют этим ростом, так что при условии, если управляющий механизм нарушается, ноготь перестает расти. Данный белок открыт не в ходе описываемого исследования, а довольно давно изучаемый как важнейший элемент эмбрионального развития и системы регуляции активности стволовых клеток.

В случае ампутации, белки Wnt приходят в активное состояние в эпителии, который лежит под сохранившемся участком ногтя, и привлекают нервные клетки в поврежденную область. Таким образом, запускается механизм роста клеток зародышевой соединительной ткани, которые, в свою очередь, потом превратятся в сухожилия, мускулы и кости. У мышей благодаря этому процессу кончики пальцев могут восстановиться за срок в 5 недель. Когда же у животных ампутировали слишком значительную часть пальца, почти полностью обрезая ноготь, регенерационный процесс не начинался. Тогда ученые стабилизировали содержания белка бета-катенина в основании ногтя. Этот белок играет роль передатчика сигналов белками Wnt. Проделав эту операцию, ученым удавалось запустить процесс регенерации.

Тот же самый механизм в ответе и за регенерацию у земноводных. Учеными высказано предположение, что существует он и у человека. Если так оно и есть, данные результаты исследования могут помочь в разработке способов по восстановлению ампутированных конечностей.

Валуев Николай Сергеевич