Версия психопата-одиночки в деле покушения на Татьяну Фельгенгауэр в российских СМИ рассматривается как единственная и безусловная. Но так ли это? А если нет, то кто стоит за нападением на ведущую популярной радиостанции? Кому это выгодно? Эти вопросы задал Александр Плющев в статье на Deutsche Welle.
Журналист признается, что не собирался ничего писать на эту тему. Но увидев, как эта история отображается в российских масс медиа, какие детали выпячиваются и смакуются, а о какие замалчиваются, Плющев передумал и взялся за перо.
Информационный фон.
Первый канал показывает сериал «Спящие», сценарий к которому написал прокремлевский писатель Сергей Минаев. Квинтэссенция телемыла – как ФСБ борется с попытками америкосов с помощью созданной «пятой колонны» организовать «цветную революцию» в России. Один из персонажей фильма – маньячка, которая по заданию заокеанских кураторов первым делом… перерезает горло яркой либеральной журналистке.
Этот сериал Плющев обсуждал в эфире Эха Москвы вместе с Татьяной Фельгенгауэр в контексте нагнетания атмосферы ненависти к оппонентам нынешней российской власти. И через несколько дней телеканал «Россия 24» выдает сюжет, в котором «мы по всему выходили предателями родины, той самой "пятой колонной", которая "хуже ИГИЛ"».
Целеуказание?
Удивительная осведомленность.
23 октября в 11:00 на радио Эхо Москвы заканчивается утренний эфир, который вели Фельгенгауэр и Плющнв. Журналист покидает радиостанцию, а Татьяна остается на совещание – она ведь еще и заместитель главного редактора Эха. Совещание началось в 12:10 и закончилось через полчаса. И через несколько минут по окончании заседания руководства Гриц нападает на ведущую.
Зачем этот хронометраж? Было бы логично, если бы Гриц появился в студии сразу же по окончании утреннего эфира, но он пришел позже. Если он знал о предстоящем совещании (но откуда?!), то все равно не должен был столкнуться с Фельгенгауэр, так как в тот понедельник заседание руководства длилось намного короче обычного. «Но он появился именно в тот момент, когда Таня освободилась».
Далее. После того как Гриц на входе в здание нейтрализовал охранника с помощью газового баллончика, он не меньше 10 минут на лифте (учитывая их отвратительную работу, как отметил автор) должен был добираться до 14-го этажа высотки, где находится студия Эха Москвы. И за это время никто за ним не погнался, никто его не задержал. А ведь нападение на охранника видели его коллеги, которых всегда несколько на входе, и многочисленные визитеры, которые вечно толпятся в фойе у входа.
Может ли цепочка случайных совпадений быть настолько длинной?
Псих-одиночка или объект манипуляций?
Первые же комментарии к нападению на Фельгенгауэр, которые появились в Сети через несколько часов после покушения, выдвинули версию психопата-одиночки – мол, «ну, сумасшедший, что с него возьмешь». Эту версию подхватывали, муссировали, обсасывали, но других не было. Не-бы-ло.
Хотя в наше время, когда конспирологические теории возникают по любому поводу, никто не предположил, что Грицем кто-то управлял. А ведь человек с нездоровой психикой – идеальный объект для манипуляций. «Не исключено, что я еще больше, чем некоторые другие коллеги, притягиваю за уши факты и выстраиваю конспирологические конструкции», – пишет Плющев, но все же подобная версия имеет все права на существование. Особенно в свете того, какая свистопляска сразу же стала разыгрываться на костях. Неизвестные ники в Интернете утверждают, что Гриц был типичным представителем слушательской аудитории Эха Москвы, и все они такие, заслушивающиеся Фельгенгауэр, Венедиктовым, Плющевым, – готовые сойти с ума и напасть на своих кумиров. И это толкование уже подхватили штатные пропагандисты вроде Владимира Соловьева.
За базар надо отвечать?
Живи пока. Но помни.
Совсем недавно еще одна популярная ведущая радиостанции Эхо Москвы Юлия Латынина была вынуждена покинуть Россию – фактически бежать. На такой шаг совсем не трусливая Юлия пошла после серии нападений на нее, ее родных и «ее крепость» – ее дом. Угрозы вынудили уехать в добровольную эмиграцию еще одну коллегу с Эха – Карину Орлову. А сколько журналистов из тысяч (тысяч!) российских печатных и электронных масс медиа ищут безопасность для себя и своих близких за рубежами родины? «После происшествия с Татьяной кто из моих коллег скажет, что находится в безопасности?» – риторически вопрошает Плющев.

А федеральные теле- и радиоканалы продолжают рефреном вещать о «пятой колонне» в России.
Может быть, любые конспирологические теории беспочвенны. Возможно, Гриц – действительно психопат-одиночка. Не исключено, что случай с Татьяной Фельгенгауэр – «всего лишь» невольный, никем не запрограммированный результат той истерии в отношении либеральных СМИ, которая в последние годы захлестнула Россию и в последнее время явно усилилась. Но как бы там ни было не верится, что российские следователи вообще будут разбираться в этом вопросе. «И уж совсем наивно ожидать, что случившееся хоть как-то осадит тех, кто сеет самую настоящую ненависть и рознь».
Неужели вы еще верите, что глава ВГТРК Олег Добродеев позвонит Татьяне Фельгенгауэр, выскажет ей свою поддержку и пожелать скорейшего выздоровления? У него мужества не хватит, уверен Александр Плющев.
Автор: Александр Дынниченко