Неандертальцы могли разговаривать современным языком - выводы ученых

Способность разговаривать появилась у общего предка человека разумного и неандертальцев полмиллиона лет назад. После этого у неандертальцев начали развиваться свои собственные языки, следы которых могут присутствовать в современных языках. Такое мнение выразили ученые, представившие обзор в журнале Frontiers in Language Sciences.

Большая часть антропологов уверена, что осваивание человеком разумным членораздельной речи началось 50-100 тысяч лет назад. Дан Дедиу и Стивен Левинсон из Института психолингвистики Общества Макса Планка в Неймегене (Нидерланды) провели анализ данных последних исследований в области лингвистики, палеогенетики, палеонтологии и археологии. Согласно их предположениям, членораздельная речь была характерна не только для людей, но и для неандертальцев. Кроме того, ученые припускают, что развитие языка началось значительно ранее, чем было принято считать до сих пор.

Помимо этого, благодаря генетическому сходству человека разумного и неандертальцев можно говорить о том, что у них была одинаковая способность к развитию языка.

Ученые считают, что по умственным способностям, неандертальцы были ничем не хуже предков человека. Доказательством этого является высокая культура неандертальцев: каменные орудия труда, огонь, их кулинарные навыки, наличие одежды, а также традиции коллективной охоты и похоронных ритуалов. По этой причине авторы статьи склонны утверждать, что, когда человек разумный и неандерталец встретились в Передней Азии, их языковые способности могли оказаться сопоставимыми.

Есть информация, что неандертальцы проживали в небольших группах, а такие группы, как правило, разговаривают на сложном языке. Этот факт заставил авторов статьи предполагать, что у этого языка было много общего с языками небольших традиционных обществ – у него был большой набор звуков, сложный синтаксис, множество исключений из правил и словарь с не одним десятком тысяч слов. При этом, у языков этих групп неандертальцев должны были присутствовать некоторые отличия.

Не так давно генетиками и лингвистами была обнаружена связь между определенными генами, которые управляют развитием мозга, и типом ударения в языке, на котором говорит тот или иной народ. Исходя из этих данных, авторы считают, что они говорили на языках с тоновым ударением. В таких языках ударные слоги выделяются не силой звука, как в русском, а высотой тона. Ярким примером может быть японский язык, где высотой звука в одном слоге различаются слова, обозначающие палочки для еды, край и мост.

Фирташ Дмитрий Васильевич