Ситуацию в обществе испанской Каталонии, которая привела к непризнанному референдуму, комментируют эксперты. По мнению некоторых из них, обострение ситуации стало одним из последствий экономического кризиса. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Новое время».
В своей публикации для британского сайта The Conversation Trust старший преподаватель Университета Кардиффа Эндрю Доулин пишет, что регулярно каталонские лидеры обещают провозгласить независимость. Подобные разговоры можно слышать периодически, начиная с 2012 года. Кроме того ситуацию в Испании часто называют политизированной и после терактов в Барселоне и Камбрильсе в середине августа текущего года это стало очевидным.
Некоторое время нация пыталась найти какое-то объяснение террористическим атакам, затем дискуссия плавно перетекла в давнее русло спора между Мадридом и Барселоной – дискутируют власти центральные и региональные. Для одних граждан каталонские полицейские стали национальными героями, другие обвиняли правоохранителей в том, что предотвратить теракты они не смогли.
Частично разгоревшийся спор стал причиной обострения противоречий в отношениях между Испанией и Каталонией, которая всегда считалась регионом особенным. В сентябре текущего года каталонский парламент официально объявил о намерении провести референдум 1 октября. В это же время было объявлено, что если большинство граждан поддержит отделение от Испании, то в течении 48 часов парламентарии намерены провозгласить независимость Каталонии.
В Мадриде центральные власти заявили, что голосование будет незаконным. Чиновники предприняли все меры, чтобы не допустить проведения референдума. Полицейские получили приказ брать под охрану ключевые каталонские правительственные здания, арестовать некоторых политических деятелей и изымать документы, как-либо связанные с предстоящим плебисцитом.
С приближением к дате голосования постепенно все более напряженной становилась ситуация в Каталонии. Глава испанского правительства Мариано Рахой призвал «покончить с эскалацией радикализма и непослушания». Периодически между полицейскими и участниками непрекращающихся протестов происходили столкновения.
С общественным запросом спорить бессмысленно.
Обращает внимание Эндрю Доулин на то, что долгое время Испания игнорировала наличие в Каталонии общественного запроса на проведение референдума о независимости. Выборы в автономии в 2015 году фактически стали заменой подобного голосования. На выборах 47,8 процентов голосов получили политические силы, отстаивающие идеи независимости региона. Идеи эти были популярными в небольших городах и сельских регионах Каталонии. Однако в Барселоне стремление к отделению являлось настроением меньшинства.
Анализ ситуации после прошедших выборов показал, что поддержка гражданами перспективы получения независимости была не столь очевидной, как казалось поначалу. За отделение Каталонии от Испании в сентябре 2015 года проголосовали 20 процентов граждан. Судя по всему, волеизъявление являлось попыткой заставить испанское правительство провести переговоры о новом политическом и экономическом соглашении для автономии. Однако выход из состава Испании никто не имел в виду, поэтому даже поддержка 47,8 процента избирателей не была расценена в Мадриде как однозначный сигнал о сепаратизме.
Примерно до 12 процентов снизилась поддержка независимого каталонского государства среди граждан в 2005 году, после 2012 года зафиксирован рост почти до 50 процентов. Всплеск сепаратистских настроений частично объясняется кризисом в Испании. Кроме того, с середины 2000 годов в Каталонии постепенно увеличиваться уровень недовольства политикой Мадрида в отношении вопросов местной культуры, языка и самобытности.
Сильнее всего на рост уровня сепаратизма повлиял экономический кризис. Как известно, Каталония является одним из самых богатых испанских регионов. В результате борьба за независимость стала объединением накопившегося экономического недовольства и прежних обид на Мадрид. Рассерженные и расстроенные сторонники каталонского государства требовали считаться с их мнением. В дальнейшем столкновения политических культур добавили в конфликт новый слой.
Быстрое увеличение уровня поддержки идеи о независимости Каталонии превратилось в безудержную волну. В какое-то время даже казалось, что выход Каталонии из состава Испании является только вопросом времени. Выступающие за независимость автономии политики заявили, что владеют всеми полномочиями, чтобы сделать Каталонию независимой за 18 месяцев. Однако подобная риторика была попыткой выдать желаемое за действительное. Объясняет эксперт, что каталонские лидеры обещают независимость постоянно с 2012 года, но пока успеха не достигли.
Проблемой состоявшегося 1 октября референдума является то, что никто, кроме сторонников независимости Каталонии, законным волеизъявление не считает. Даже каталонские оппозиционеры не признают легитимность референдума, испанское правительство и европейские институты придерживаются аналогичного мнения. Политики из Мадрида сделали все возможное, чтобы заблокировать проведение голосования. С другой стороны, на местных политиков сильное давление оказывали испанские власти. Задачу Мадрида облегчило молчание международного сообщества.
В любом случае каталонские борцы за независимость продемонстрировали, что способны выводить миллионы людей на улицы Барселоны. Однако в действительности движение оказалось неспособным к другим формам диалога. На сегодняшний день кризис в отношениях между Мадридом и Барселоной стал настолько очевидным, что стороны явно нуждаются в реальных политических переговорах.