Российские и иностранные СМИ, а также независимые расследователи подтвердили, что на видео, выложенном боевиками ИГ в Сеть, действительно плененные в Сирии граждане РФ.
Накануне, 3 октября в Интернете появилось видео, в котором два человека признаются, что они являются гражданами Российской Федерации, воевавшими на стороне правительственных войск Сирии. По их признанию, их захватили в плен 28 сентября в боях за сирийский город Дейр-эз-Зор, еще их один товарищ из России при этом был убит. Министерство обороны РФ тут же открестилось от них: «Никаких инцидентов, связанных с захватом в плен или потерями военнослужащих ВС РФ в провинции Дейр-эз-Зор или в других районах Сирии, не было».
Журналистское расследование, проведенное российскими и иностранными СМИ (в частности, РБК и Би-би-си) подтвердило заявление военного ведомства: действительно, пленные не являются военнослужащими регулярной российской армии – в Сирию они попали, скорее всего, в составе так называемых частной военной компании (ЧВК), а попросту говоря – они являются наемниками.
Самый разговорчивый из пленных – это Роман Заболотный, уроженец поселка Рассвет Аксайского района Ростовской области. Его опознал начальник штаба районной казачьей организации Аксайского юрта Иван Василенков. В соцсети ВКонтакте журналисты нашли фотографию, опубликованную в аккаунте Заболотного в феврале 2014 года, на которой тот изображен вместе с Василенковым. На рукавах у них шевроны, подтверждающие их принадлежность к российским казачьим организациям. Обнаружен еще один аккаунт Заболотного – в соцсети Facebook. Среди его друзей фигурирует множество участников конфликта на востоке Украины – в частности, Владислав Дейнего, который представляет самопровозглашенную ЛНР на трехсторонних переговорах в Минске. Также РБК сообщил о жительнице Ростова-на-Дону Анастасии Шевченко, которая была свидетельницей того, как Заболотный принимал самое активное участие в блокировании штаба оппозиционера Алексея Навального в ее родном городе в апреле нынешнего года: «Его тогда многие запомнили – он самый активный был».
Второй пленный, который больше отмалчивается на видео, – это Григорий Цурканов (или Цуркану). Его опознал руководитель домодедовского (Московская область) отделения Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» Алексей Кирин. Членом этой организации Цурканов стал в феврале 2015 года – как пишет Би-би-си, тогда его представляли как участника боевых действий в бывшей Югославии и Сирии (хотя официально российские войска появились на Ближнем Востоке лишь в сентябре 2015 года). Крин сообщил, что в последний раз видел Цурканова в мае нынешнего года, но тот ничего не говорил о своих планах отправиться в «командировку» в Сирию.
По мнению основателя независимой группы расследователей Conflict Intelligence Team (CIT) Руслана Левиева, пленные россияне – это обычные наемники, которых сегодня много в Сирии в составе различных ЧВК, самой известной из которых является так называемая ЧВК Вагнера. Сегодня в Дейр-эз-Зоре идут тяжелые бои, а «наш опыт наблюдения за ходом конфликта показывает, что в такие бои первыми в бой идут наемники ЧВК Вагнера. Мы считаем, что это целенаправленная тактика Минобороны России: посылая в наиболее тяжелые бои наемников, мы избегаем серьезных потерь среди личного состава, а поэтому поддерживается имидж успешной операции», объяснил эксперт ситуацию в комментарии РБК.
Минобороны РФ, таким образом, законно открестилось от пленных граждан РФ – оно их туда не официально не посылало. Но остаются вопросы к другим российским ведомства – к МВД и Минюсту (ведь наемничество законодательно запрещено в России, есть соответствующая статься в Уголовном кодексе) и к МИД (что делается для освобождения граждан РФ из плена).
Автор: Александр Дынниченко